Коллекция гипсовых слепков передана в дар Центральному музею им. Б. В. Зимина Всероссийского обществ
Для современного медальерного искусства характерно сочетание исполнительских манер различных видов изобразительного искусства, делающих медаль высокоэмоциональным произведением. Работа над медалью начинается с эскизов, по которым мастер делает увеличенные рельефные модели аверса и реверса будущей медали из мягкого скульптурного материала: воска, глины, пластилина. В редких случаях медаль сразу выполняется «размер в размер» путем гравировки непосредственно лицевого и оборотного штампов для чеканки медали – их называют штемпелями. Раньше следующим этапом было изготовление гипсовой формы (контррельефа) – в ней изображение и дорабатывалось. Для достижения лучшего результата иногда требовалось по несколько раз снимать форму с гипсового варианта для совершенствования. Затем гипсовая модель переводилась в более прочный материал из полимера, после чего гипсовая версия уничтожалась. С помощью копировально-фрезерного станка по полимерной модели изготавливали из стали прямое рельефное изображение в натуральный размер будущей медали – так называемый маточник. Для каждой медали делается два маточника – аверс и реверс, которые закаливаются и служат для изготовления по ним рабочего инструмента – штемпелей для чеканки тиража медалей. С относительно недавнего времени процесс изготовления гипсовой формы заменили созданием 3D-модели, что значительно ускоряет процесс.
Однако сохранились уникальные гипсовые модели медалей, посвященных великим россиянам. В это собрание имен вошли императоры Екатерина II и Александр II, великие поэты и писатели, такие как Лермонтов М. Ю., Толстой Л. Н., научные светила, например, Ковалевская С. В. и Пирогов Н. И. и многие другие.
Каждая такая модель представляет собой тематическую миниатюру, своеобразный синтез исторических знаний, геральдических условностей и ювелирной техники. Как правило, подобные слепки хранятся в нумизматических музеях как образцы медальерного искусства, но при этом они представляют интерес и для людей с ограниченными возможностями по зрению, так как являются прекрасными предметами для изучения посредством тактильно-двигательного восприятия.
В связи с вышесказанным было принято решение обратиться с инициативой о передаче гипсовых моделей в Центральный музей Всероссийского общества слепых, чтобы подрастающее поколение узнавало больше об истории нашей страны через современное медальерное искусство.
Экспозиция Центрального музея Всероссийского общества слепых знакомит посетителей с историей общества слепых в Российской империи начиная с XIX столетия. Каждый экспонат помогает узнавать об истории общественного движения слепых в России, создании и развитии Всероссийского общества слепых, социальной реабилитации слепых и слепоглухих. Особо хочется отметить достижения незрячих в науке, культуре и спорте. В музее представлены уникальные скульптуры Лины По (Полина Горенштейн), первая медаль, завоеванная на Паралимпийских играх, прекрасные картины и многое другое.
«Мы выражаем огромное уважение руководству и сотрудникам Центрального музея
им. Б. В. Зимина Всероссийского общества слепых за сохранение исторической памяти
и поддержание активной жизненной позиции людей с проблемами зрения. Экспозиция вашего музея вдохновляет на покорение новых вершин в любой жизненной ситуации. Мы надеемся, что знакомство с коллекцией пробудит интерес у юного поколения к более детальному изучению биографий великих исторических личностей нашей страны», – сообщил вице-президент Императорского Монетного Двора Александр Анатольевич Шепелев.