Что закладывает строительная наука в фундамент будущего России?

Два с половиной года идет непримиримая борьба между производителями добавок для бетона из небольшого городка Новозыбков Брянской области. Ее отголоски докатились до центральной прессы, а причина выходит далеко за рамки обычной ссоры бывших партнеров.
Чья же позиция в современной России окажется сильнее – компании «ФОРТ», действующей в рамках закона и практикующей рыночные методы конкуренции, либо ее оппонента «СКТ-Стандарт», чьи методы – игнорирование закона под прикрытием административно-научного ресурса? Но обо всем по порядку.

Предприятие по выпуску добавок для бетона ООО «СКТ-Стандарт» появилось в г. Новозыбкове в 1999г. Владельцем фирмы являлся гражданин Республики Беларусь Власенко Александр Михайлович, а директором стал житель Новозыбкова Милачев Михаил Иванович. Разделение труда было следующим – Милачев отвечал за функционирование предприятия, подбор кадров, отгрузку готовой продукции и безопасность на местном уровне, а Власенко занимался технологическим сопровождением и сертификацией добавок, а также управлял финансами. До 2001г. реализация шла «так себе». Причина – ограниченная область применения в железобетоне. Дело в том, что добавка «Универсал-П-2», которую выпускало предприятие, содержит хлористую соль и по строительным нормам не может применяться в ответственных железобетонных конструкциях. Тем не менее, в середине 2001г. такое разрешение было г. Власенко получено, и не где-нибудь, а в лаборатории коррозии НИИ Железобетона (г. Москва) – авторитетнейшего института в данной области. С момента получения «нужных» документов реализация добавки пошла в гору.
И все бы хорошо, но в 2003 г. между работниками и владельцем разгорелся конфликт, который гражданин Беларуси, недолго думая, разрешил с помощью московского ЧОПа.
Обошлось без членовредительства, но весь коллектив ИТР покинул предприятие. Однако конфликт не затих. Из внутрикорпоративного он перешел в стадию конфликта между двумя юридическими лицами.

В начале 2004г. бывшие сотрудники «СКТ-Стандарт» открыли аналогичное производство на базе собственного предприятия «ФОРТ».
И началось! В различные инстанции от «большого белорусского босса» стали поступать заявления. В прошлом подчиненные, а теперь конкуренты, обвинялись во всех смертных грехах, от угрозы убийством до растраты денежных средств - не помогло. Тогда в действие вступил «план Б» и на сотни заводов ЖБИ отправились листовки угрожающего содержания: «Внимание! На рынке появились фальшивые добавки!». Апофеозом информационной войны стал выход статьи «Фальшивые добавки» в «Строительной газете» № 41 за 2004 г.
Несмотря на то, что редакции газеты пришлось публично извиниться перед сотрудниками ООО «ФОРТ» за «ловкачей и мошенников», а корреспондент получил выговор за публикацию данного опуса, и сама статья, и листовки используются предприятием «СКТ-Стандарт» в качестве оружия в конкурентной борьбе против ООО «ФОРТ» и по сей день.

В июне 2006г.Брянским УФАС по заявлению ООО «ФОРТ» было возбуждено дело против ООО «СКТ-Стандарт» по ст. 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Уже в ходе первого заседания выяснилось несколько интересных моментов.Оказалось, что название добавки «Универсал-П-2», которое владелец «СКТ-Стандарт» считает своей собственностью, не может являться зарегистрированным товарным знаком!
Никакого подтверждения тому, что конкуренты из «ФОРТ» выпускают именно запатентованные господином Власенко составы, нет! А устные фантастические рассказы о том, как после применения добавок «ФОРТ» железобетонные изделия «разваливались на глазах», не подтверждаются ни одним документом! Тем не менее, вынесение решения было отложено до следующего заседания – фантазеры выиграли время на подготовку нужных бумаг.

Все это лишь одна сторона медали. Будем надеяться, что специалисты Брянского УФАС разберутся в вопросах недобросовестной конкурентной борьбы и такой же недобросовестной рекламы. Но есть в этом деле и другая сторона, которая сложнее для понимания неспециалистами, но гораздо опаснее для строительного комплекса России, чем недобросовестная конкуренция. При внимательном изучении документов на добавку «Универсал-П-2» совершенно очевидно, что более пяти лет эта добавка производится ООО «СКТ-Стандарт» и применяется российскими заводами ЖБИ с вопиющим нарушением российских строительных норм.

Чтобы разобраться в проблеме, нужно совершить краткий экскурс в технологию производства железобетонных изделий.
Одна из основных проблем – энергоемкость процесса. При производстве железобетона, для того чтобы ускорить набор прочности изделий, используется тепловая обработка. Чаще всего применяется пар, а пар - это газ. Именно эту проблему решает применение добавок ускорителей твердения. Экономия налицо – вместо пропарочной камеры добавил пару килограммов ускорителя, и дело сделано.
Но и тут природа посмеялась над человеком. Самый эффективный ускоритель твердения бетона – хлористые соли. Любому специалисту известно, что они могут вызвать коррозию арматуры и разрушение строительных конструкций. Согласно СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии «…В состав бетона, в том числе в составы вяжущего, заполнителей и воды затворения, не допускается введение хлористых солей для железобетонных конструкций… с напрягаемой арматурой…». Есть и другие ускорители, безвредные для арматуры, чья область применения в железобетоне практически не ограничена. Но они не так эффективны и не дают такой экономии, как хлоридные.

Как же решил эту проблему владелец «СКТ-Стандарт» господин Власенко? Да очень просто - через получение бумаг с соответствующими печатями.
До 2004г. состав добавки держался в строжайшем секрете от потребителей. После того как на рынке появилась компания «ФОРТ», информация начала «всплывать».
Если собрать воедино все документы по добавке «Универсал-П-2» за период с 2001 по 2006 годы, то получится весьма любопытная картина. В различные инстанции подавалась разные данные о составе добавки! Количество хлористого натрия изменяется от нуля (при получении Технического свидетельства № 000411 от 22.12.2004г.) до 78% (при получении патента RU 2 255 067 C1, начало действия 12.03.2004г.).

Почему же никто не спешит привлекать к ответственности нарушителей, спросите Вы? А как их привлечь, если данный «проект» с 2001 года по сегодняшний день, судя по всему, курирует зав. лабораторией коррозии, а ныне зам. директора НИИЖБ, доктор наук Степанова Валентина Федоровна? Все документы, касающиеся добавки «Универсал-П-2», составляются или подписываются ей лично. В ответах на официальные запросы Валентина Федоровна отрицает свою особую заинтересованность во внедрении добавки на российском рынке. Но как объяснить тот факт, что на технических условиях, многочисленных результатах испытаний, сертификатах соответствия и официальных письмах, в общем - везде стоит ее подпись? Или это общепринятая в России практика, когда разработчик продукта сам же себя сертифицирует, проверяет и отвечает на все запросы потребителей и различных инстанций?

Для компании «ФОРТ» ситуация осложняется еще и тем, что испытания и разработку техдокументации на добавки приходится делать в том же НИИЖБе. Как результат – решение элементарных вопросов затягивается на месяцы. Заняв должность заместителя директора, госпожа Степанова упорно противодействует конкурентам «СКТ-Стандарт».

Здесь мы подошли к рассмотрению еще одного вопроса – лоббированию интересов аффилированных структур.

Вышеупомянутая статья в «Строительной газете» повлекла за собой целый цикл публикаций, посвященных применению добавок.
В них высказывают свое мнение сплошь действующие или бывшие сотрудники НИИЖБ (в том числе и Степанова), либо аффилированные с НИИ Железобетона коммерческие структуры и общественные организации.
Автор статей и интервьюер тот же самый, что и у «Фальшивых добавок» - корреспондент «СГ» Иван Фомин. Красной строкой через все публикации проходят две мысли: «Все, кроме нас, выпускают никуда не годные добавки» и «Необходимо наделить НИИЖБ эксклюзивными разрешительными полномочиями по данному вопросу на российском рынке».

Но вот какой парадокс – если мы посмотрим на документы, выданные производителям «негодных» добавок, то выяснится, что оформлялись они все в том же НИИЖБ. В частности, вся документация на хлоридный ускоритель РСТ-Н, широким распространением которого так недоволен один из докторов наук (он же директор фирмы производителя добавок) получена все в той же лаборатории коррозии за подписями уже знакомой на доктора Степановой. И так же, как «Универсал-П-2», эта добавка рекомендуется к применению в ответственных железобетонных конструкциях.

Так кого же все эти господа предлагают наделить правом «входного контроля» на такой перспективный рынок добавок?
Или мало нам «Трансвааль-парка» и Басманного рынка, а уровень коррупции в России не перешел уже все мыслимые пределы?
11:01
2797
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X