Инструменты защиты российских производителей стекловолокна на внутренних и внешних рынках

Известно, что присоединение к Всемирной торговой организации для российских промышленных предприятий будет иметь и положительные, и отрицательные эффекты. Спрогнозировать результат крайне сложно, поскольку он определяется как экономическими, так и социальными факторами. Экономические последствия могут носить как количественный характер – в виде изменения соотношения отечественного производства и импорта, так и качественный – обострение конкурентной борьбы.
Общая структура российского импорта кардинально отличается от структуры экспорта. Если экспорт имеет преимущественно сырьевой характер, то в импорте преобладает высокотехнологичная промышленная продукция.
Рост импорта промышленной продукции, на наш взгляд, связан со следующими факторами:
- расширение внутреннего спроса на промышленные товары в связи с общим подъемом экономики;
- укрепление рубля;
- недостаточное предложение со стороны отечественных предприятий конкурентоспособной продукции.
Для «Союза производителей стекловолокна», объединяющего ведущих российских производителей стекловолокна и продукции из него, в связи с увеличением доли импортной продукции на российском рынке, вопросы защиты отечественных предприятий на международных рынках являются крайне актуальными.
Продукция из стекловолокна относится к композиционным материалам, отнесенным к Критическим технологиям Российской Федерации (согласно перечню, утвержденному Президентом Российской Федерации 21.05.06), и их производство осуществляется на стыке химической и легкой промышленности.
В настоящий период в экономике страны сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением импортных поставок продукции из стекловолокна и усилением ценовой конкуренции на российском рынке. Импортный товар вытесняет российских производителей благодаря более низким ценам, в условиях усиления курса рубля и роста энергозатрат российских производителей.
В сложившейся ситуации, на наш взгляд, зарубежные производители находятся в более благоприятных исходных условиях: российские производители ослаблены длительным периодом экономических реформ и вынуждены преодолевать накопленное технологическое отставание в условиях недостатка инвестиционных средств, зарубежные производители располагают серийным крупномасштабным производством продукции; кроме того, во многих странах, экспортирующих стеклосетки, действует скрытая или явная система поддержки экспортеров, дающая им дополнительные ценовые преимущества (например, наличие дешевых и длинных кредитов, субсидирование расходов и прочее).
Следует отметить, что импортная продукция из стекловолокна нередко уступает в качестве отечественной продукции (в сопоставимом ассортименте) и в условиях ослабления контроля за качеством материалов, используемом, например, в жилищном и дорожном строительстве, данное преимущество отечественных материалов уступает ценовому фактору при принятии решений по закупкам.
Рынок продукции из стекловолокна является динамично развивающимся, так, например, рынок стеклосеток с 2003 по 2005 годы вырос на 73 % и, как отмечают специалисты, имеет большой потенциал развития, поскольку в результате применения современных технологий появляются новые области применения стеклосеток.
Однако, по причине резкого увеличения импорта (объем импортных поставок стеклосеток в Россию вырос более чем в 3 раза) производство отечественных стеклосеток снизилось в 2 раза. Удельный вес импорта в объемах потребления стеклосеток в России возрос с 19 % в 2003 г. до 49 % в 2005 г.
В условиях ценовой конкуренции отечественные производители несмотря на инфляцию, укрепление курса доллара, рост цен на энергоносители, снижение загрузки производственных мощностей удерживали рост отпускных цен, который составил всего 1 %. Наложение эффекта увеличения удельных затрат, невозможность повышения отпускных цен и снижение объемов производства в конечном итоге привело к нерентабельности производства и продаж стеклосеток.
Вследствие сложившейся ситуации экспансии импортеров внутреннее производство стеклосеток на ряде предприятий было свернуто или переориентировано на выпуск полуфабриката.
При сохранении такой ситуации производство отечественными предприятиями продукции из стекловолокна к 2007 г. может быть практически прекращено, что приведет к потере технологии производства и усилению зависимости российских потребителей от зарубежных поставщиков.
Для поиска путей решения в сложившейся ситуации по инициативе Союза производителей стекловолокна и с участием специалистов Минэкономразвития России 28 сентября текущего года был проведен расширенный семинар по теме «Инструменты защиты российских товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках». В мероприятии приняли участие специалисты Минпромэнерго России, представители «Союзлегтексэкспорт», Ассоциации производителей мыловаренной и масложировой продукции, Союза промышленников и предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности, Агрохимэкспорта, Ассоциации «Станкоинструмент» и др.
Для удержания позиций на внутреннем рынке отечественным производителям рекомендуется активно пользоваться различными инструментами защиты от неблагоприятного воздействия импорта – специальными защитными, антидемпинговыми и компенсационными мерами.
В целях усиления конкурентных позиций российских экспортеров промышленной продукции и увеличения в структуре экспорта доли изделий с высокой степенью переработки государство в лице Минпромэнерго России и Минэкономразвития России оказывает различные формы поддержки экспорта машинно-технической продукции: государственное гарантирование, возмещение части процентных ставок, информационно-консультационные меры, торгово-политическое содействие. Задача предприятий заключается в том, чтобы суметь грамотно воспользоваться данной поддержкой.
11:01
944
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X