Продолжается обсуждение поправок в Градостроительный кодекс РФ
По итогам обсуждения поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации (законопроект 02/04/03-18/00079441) было принято решение оставить ведение Единого федерального реестра членов СРО и их договорных обязательств за Национальными объединениями СРО и не передавать эту функцию Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Стоит отметить, что были также учтены и другие предложения саморегулируемого сообщества строительной отрасли. В частности, из законопроекта также был исключен пункт, который вновь возвращает пункт о несвоевременной оплате членских взносов в Национальное объединение СРО в список оснований для исключения СРО из Государственного реестра. При этом в документ было добавлено требование о публикации в открытом доступе в сети Интернет данных Единого федерального реестра членов СРО и их обязательств. Одновременно с этим законопроект увеличивает срок подачи данных в новый реестр до пяти дней. Наконец, в новой редакции уточнено требование к членству в СРО для лиц, выполняющих строительный контроль как функцию технического заказчика. Теперь техническим заказчикам, наконец, разрешат быть членами СРО только того вида деятельности, в котором они реально осуществляют свою деятельность.
По итогам обсуждения поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации (законопроект 02/04/03-18/00079441) было принято решение оставить ведение Единого федерального реестра членов СРО и их договорных обязательств за Национальными объединениями СРО и не передавать эту функцию Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Стоит отметить, что были также учтены и другие предложения саморегулируемого сообщества строительной отрасли.
В частности, из законопроекта также был исключен пункт, который вновь возвращает пункт о несвоевременной оплате членских взносов в Национальное объединение СРО в список оснований для исключения СРО из Государственного реестра. При этом в документ было добавлено требование о публикации в открытом доступе в сети Интернет данных Единого федерального реестра членов СРО и их обязательств. Одновременно с этим законопроект увеличивает срок подачи данных в новый реестр до пяти дней. Наконец, в новой редакции уточнено требование к членству в СРО для лиц, выполняющих строительный контроль как функцию технического заказчика. Теперь техническим заказчикам, наконец, разрешат быть членами СРО только того вида деятельности, в котором они реально осуществляют свою деятельность.
Непосредственно вопрос о целесообразности и необходимости введения Единого федерального реестра членов СРО разработчиками самого законопроекта не рассматривается. Предполагается, что Единый реестр полностью соответствует концепции саморегулирования и является одним из её неотъемлемых механизмов. В доработанной редакции законопроекта функция по ведению реестра сохраняется за Национальными объединениями саморегулируемых организаций — именно на них возлагаются обязанности по ведению информационного ресурса, содержащего сведения о договорных обязательствах членов СРО. Ранее внесенные предложения о передаче этой функции в ведение Минстроя России из текста законопроекта по результатам обсуждения исключены полностью.
По замыслу авторов идеи, новый федеральный реестр должен заменить собой существующие реестры. Ожидается, что в результате такой реформы финансовая нагрузка по содержанию реестров на соответствующие организации не увеличится. Стоит отметить, что каждая саморегулируемая организация согласно закону будет обязана вести реестр членов СРО в составе Единого федерального реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Национальные объединения саморегулируемых организаций уже предпринимают первые шаги по реализации данной инициативы.
Также стоит упомянуть, что разработчики законопроекта защищают положение о возможности отчисления части доходов СРО, полученных от размещения компенсационных фондов в уполномоченных банках на нужды национальных объединений СРО.
Как отмечают разработчики, изменения, вводимые законопроектом, способны обеспечить снижение финансовой нагрузки на членов СРО: членам СРО не потребуется за счет части членских взносов оплачивать расходы СРО на взносы в соответствующие Национальные объединения. Одновременно с тем данная норма позволит стимулировать саморегулируемые организации размещать и инвестировать средства компенсационных фондов на более выгодных условиях. При этом, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 55.21 ГрК РФ, размер взноса саморегулируемых организаций на нужды соответствующего национального объединения определяется Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, исходя из численности таких организаций. Это, в свою очередь, гарантирует невозможность возникновения тех или иных конкурентных преимуществ.
Введение данного положения объясняет исключение пункта о наказании за неуплату взносов в Национальные объединения саморегулируемых организаций. В случае, когда СРО отчисляют определенный процент от размещения компенсационных фондов в пользу соответствующего Национального объединения в силу прямого требования закона, неуплата членских взносов становится принципиально невозможной.
Однако более трех четвертей экспертных заключений на законопроект содержат резкие возражения по финансированию Национальных объединений СРО за счет доходов от размещения компенсационных фондов.
Новый законопроект дает саморегулируемым организациям шанс решить многие вопросы, в частности, связанные с функциями технического заказчика, строительного контроля, ведения Национального реестра специалистов, а также со спецсчетами СРО. Однако, с другой стороны, очевидно, что на данном этапе не будут решены вопросы, касающиеся отделения национальных объединений СРО строительной сферы от самих СРО и кардинального изменения их роли в системе саморегулирования.
Напомним, что общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза законопроекта завершились 21 июня 2018 года. Сейчас текст законопроекта проходит подготовку для последующего представления в аппарат правительства Российской Федерации.
По мнению генерального директора СРО Ассоциации “Э.С.П.” Дмитрия Мурзинцева: “Предлагаемые законопроектом механизмы использования доходов от размещения компенсационного фонда носят неоднозначный характер и нуждаются в широком обсуждении. Мы надеемся, что в итоге удастся выработать решение, которое соответствует интересам саморегулируемого сообщества и всех его участников”.
Источник:
https://www.magkrep.ru