Российский рынок железнодорожных грузоперевозок: итоги 2009 года
В марте 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка железнодорожных грузоперевозок в России.
В 2009 году грузооборот на железнодорожном транспорте снизился до 1865,9 млрд. тонно-километров (-11,8% к 2008 г.). Всего по железной дороге было перевезено 1108 млн. тонн грузов (-15%). Таким образом, объём перевозок упал ниже уровня 2003 года, а грузооборот – до уровня 2005 года.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом была уменьшена погрузка всех основных видов грузов на железнодорожном транспорте. В наибольшей степени уменьшился объём погрузки строительных грузов, составляя в 2009 году 65% от уровня 2008 года, сильное уменьшение также наблюдалось в погрузке лома чёрных металлов – 67,4% в 2009 году по отношению к 2008. Наименьшее падение произошло в погрузке нефти и нефтепродуктов (98,2% к 2008 году), цветной руды и серного сырья (94,2%), зерна и продуктов перемола (93,9%), руды железной и марганцевой (93,3%).
В структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом лидирует ОАО «РЖД». Тем не менее, доля перевозок, выполняемых РЖД, сокращается – с 52% в 2008 г. до 32% в 2009 г. Основной причиной этому является создание «Первой грузовой компании», дочерней структуры РЖД. В 2010 году планируется завершение создания «Второй грузовой компании», что должно привести к дальнейшему сокращению доли грузоперевозок, осуществляемых РЖД, и к увеличению грузоперевозок её дочерними структурами.
Частные операторы по итогам 2009 года владеют более 37% российского вагонного парка, их доля в общем объёме перевозок грузов — около 44%. Сейчас на рынке железнодорожных грузоперевозок свои услуги предлагают более 2200 собственников вагонов, а парк подвижного состава оценивается более чем в миллион единиц.
В настоящее время частные операторы сталкиваются с существенным усилением конкуренции, обусловленным выходом на рынок грузовых железнодорожных перевозок новых компаний операторов грузовых перевозок, входящих в состав холдинга ОАО «РЖД».
Среди частных операторов лидерами являются «Объединенная транспортно-экспедиторская компания» (ОТЭКО), ООО «БалтТрансСервис», ООО «Фирма «Трансгарант», «Н-Транс», ОАО «Новая перевозочная компания», ООО «Газпромтранс», «Евросиб СПб», Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ), «Русагротранс».
По итогам 2008 года цены на грузоперевозки железнодорожным транспортом выросли на 22,1%, а по итогам 2009 – на 10,6%.
В настоящее время одним из наиболее перспективных в плане дальнейшего развития сегментов рынка железнодорожных грузовых перевозок считаются железнодорожные контейнерные перевозки грузов. С 1 июля 2006 года ОАО «РЖД» выделило бизнес по организации контейнерных перевозок в самостоятельное направление, и один из его филиалов – «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» – превратился в дочернее общество.
В связи с кризисом и ростом курса доллара возникли проблемы с лизингом подвижного состава. Лизинговые компании и банки испытывают трудности с получением лизинговых платежей от частных операторов подвижного состава. Из-за резкого снижения погрузки транспортники фиксируют почти троекратное снижение дохода с каждого вагона, значительная часть которых простаивает и приносит убытки.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом была уменьшена погрузка всех основных видов грузов на железнодорожном транспорте. В наибольшей степени уменьшился объём погрузки строительных грузов, составляя в 2009 году 65% от уровня 2008 года, сильное уменьшение также наблюдалось в погрузке лома чёрных металлов – 67,4% в 2009 году по отношению к 2008. Наименьшее падение произошло в погрузке нефти и нефтепродуктов (98,2% к 2008 году), цветной руды и серного сырья (94,2%), зерна и продуктов перемола (93,9%), руды железной и марганцевой (93,3%).
В структуре грузоперевозок железнодорожным транспортом лидирует ОАО «РЖД». Тем не менее, доля перевозок, выполняемых РЖД, сокращается – с 52% в 2008 г. до 32% в 2009 г. Основной причиной этому является создание «Первой грузовой компании», дочерней структуры РЖД. В 2010 году планируется завершение создания «Второй грузовой компании», что должно привести к дальнейшему сокращению доли грузоперевозок, осуществляемых РЖД, и к увеличению грузоперевозок её дочерними структурами.
Частные операторы по итогам 2009 года владеют более 37% российского вагонного парка, их доля в общем объёме перевозок грузов — около 44%. Сейчас на рынке железнодорожных грузоперевозок свои услуги предлагают более 2200 собственников вагонов, а парк подвижного состава оценивается более чем в миллион единиц.
В настоящее время частные операторы сталкиваются с существенным усилением конкуренции, обусловленным выходом на рынок грузовых железнодорожных перевозок новых компаний операторов грузовых перевозок, входящих в состав холдинга ОАО «РЖД».
Среди частных операторов лидерами являются «Объединенная транспортно-экспедиторская компания» (ОТЭКО), ООО «БалтТрансСервис», ООО «Фирма «Трансгарант», «Н-Транс», ОАО «Новая перевозочная компания», ООО «Газпромтранс», «Евросиб СПб», Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ), «Русагротранс».
По итогам 2008 года цены на грузоперевозки железнодорожным транспортом выросли на 22,1%, а по итогам 2009 – на 10,6%.
В настоящее время одним из наиболее перспективных в плане дальнейшего развития сегментов рынка железнодорожных грузовых перевозок считаются железнодорожные контейнерные перевозки грузов. С 1 июля 2006 года ОАО «РЖД» выделило бизнес по организации контейнерных перевозок в самостоятельное направление, и один из его филиалов – «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» – превратился в дочернее общество.
В связи с кризисом и ростом курса доллара возникли проблемы с лизингом подвижного состава. Лизинговые компании и банки испытывают трудности с получением лизинговых платежей от частных операторов подвижного состава. Из-за резкого снижения погрузки транспортники фиксируют почти троекратное снижение дохода с каждого вагона, значительная часть которых простаивает и приносит убытки.
Источник:
http://drgroup.ru/gi/all/cpart1/transport/tyres/data/ic_353/345/