Укладка асфальта зимой: "черные" будни российских строителей
Хорошие дороги - не только гордость любой страны, но также безопасность движения и экономия денежных средств водителя. Сознавая всю важность качества дорог, коммунальные службы зимой и летом ведут борьбу с ямами, пробоинами, щелями, укладывая новые пласты асфальтового покрытия. И если с летними работами вопросов не возникает, то как же происходит укладка асфальта зимой? Об этом и пойдет речь в статье
Укладка асфальта зимой. Вспомним физику
Из школьного курса физики известно, что вода, замерзая, превращается в лед, который разрушает ту материю, в которой он пребывает. Так и с асфальтом. Во время дождя или снега в его толще образуется вода, которая при пониженных температурах замерзает и приводит к разрушению покрытия. Как следствие, образуются трещины, выбоины, а средства, затраченные на такой ремонт, идут насмарку.
С физикой спорить сложно, эти процессы действительно имеют место быть. И, согласитесь, многие отечественные автомобилисты и работники дорожно-коммунальных служб полны пессимизма, когда речь идет о перспективе укладки асфальта зимой. Напомним, что традиционно, следуя документу "Строительные нормы и правила" от 1985 года, укладка горячих и холодных смесей производится при температуре не ниже 5 градусов (весенне-летний период) или не ниже 10 градусов (осенний период). Тем не менее, XXI век сулит нам множество разнообразных изобретений, методик и идей. В случае с укладкой асфальта зимой также появляются новые разработки. Например, начинает распространяться метод укладки холодным асфальтом с добавлением активированных минеральных материалов.
Мелкой яме - холодный асфальт
Такая смесь хранится до года, не твердея, доставляется на место работ в специальных контейнерах, а предварительные манипуляции с поврежденным асфальтом такие же, как при традиционной укладке летом: обработка поверхности, просушивание, удаление посторонних предметов из ямы. Данная технология применима только для ремонта мелких ям.
Говорить о температуре окружающего воздуха при укладке асфальта зимой следует исходя из состава смеси. В холодных смесях используются текучие и более эластичные битумы в сочетании с активированными минеральными материалами, которые с понижением температуры воздуха увеличивают свою вязкость. Некоторые производители холодного асфальта обещают сделать укладку асфальта зимой беспроблемной даже в минус 25 градусов, а ездить по такому асфальту можно сразу же после его укладки, не дожидаясь высыхания, в отличие от методики укладки горячим асфальтом. Правда, к подобным обещаниям и новинкам дорожные и строительные организации зачастую продолжают относиться с опаской, поднимая вполне резонный вопрос: почему же раньше не использовалась такая технология, которая позволяет, немного изменив состав битума, сделать укладку асфальта круглогодичной и быстрой? Данный вопрос пока остается без ответа, ведь используется такой асфальт преимущественно для небольших объемов работ. Может, подрядчики просто не рискуют закупать асфальт впрок, сомневаясь, во что им "выльется" такая асфальтовая смесь. Может, в дорогу, а, может быть, и в копеечку.
Читайте: "Холодный асфальт: производство и укладка"
Литой асфальт. Если цена не важна
Еще один вид асфальтового покрытия, подходящий для укладки асфальта зимой. Смесь состоит из песка, щебня, минерального порошка и вязкого нефтяного битума, доля которого составляет 7,5-10%. Температура самой смеси должна быть около 200 градусов, а укладка производится литьевым методом, отсюда, собственно, и название. Асфальт заливают в яму, где он при охлаждении застывает, не требуя дополнительной утрамбовки. Смесь обладает хорошими адгезионными качествами, морозостойкостью, водонепроницаемостью, пластичностью, долговечностью. Только вот вся загвоздка в том, что укладка асфальта зимой этим методом требует немалых затрат. Во-первых, для перевозки смеси нужны особые машины (бойлеры или кохеры), которые перемешивают и подогревают смесь. Во-вторых, сама рецептура такой "заделки" дорогостояща. Поэтому ее примирение возможно на дорогах федерального и территориального назначения, а также, как и в случае ремонта холодным асфальтом, для быстрого решения имеющихся проблем.
Дорога ложка к обеду
Существуют нормы безопасности, в соответствии с которыми запрещено эксплуатировать дороги, на которых есть ямы. Это аксиома: есть яма - нет движению. Именно поэтому обязанность сотрудников ГИБДД - сообщать об опасном участке дороги незамедлительно, а дорожных служб - принять меры по устранению данного участка в течение суток с момента сообщения. И неважно, лето на дворе или зима - асфальт должен быть уложен, а безопасность обеспечена. Даже несмотря на то, что укладка асфальта зимой не является привычной, стандартной процедурой, иногда существует необходимость проведения ремонта и при минусовых температурах, а там, глядишь, скоро и лето. Вот только, может, стоит подавать ложку к обеду, делая акцент на качестве и сроках ремонта в теплое время, дабы в будущем не изобретать велосипед?
Из школьного курса физики известно, что вода, замерзая, превращается в лед, который разрушает ту материю, в которой он пребывает. Так и с асфальтом. Во время дождя или снега в его толще образуется вода, которая при пониженных температурах замерзает и приводит к разрушению покрытия. Как следствие, образуются трещины, выбоины, а средства, затраченные на такой ремонт, идут насмарку.
С физикой спорить сложно, эти процессы действительно имеют место быть. И, согласитесь, многие отечественные автомобилисты и работники дорожно-коммунальных служб полны пессимизма, когда речь идет о перспективе укладки асфальта зимой. Напомним, что традиционно, следуя документу "Строительные нормы и правила" от 1985 года, укладка горячих и холодных смесей производится при температуре не ниже 5 градусов (весенне-летний период) или не ниже 10 градусов (осенний период). Тем не менее, XXI век сулит нам множество разнообразных изобретений, методик и идей. В случае с укладкой асфальта зимой также появляются новые разработки. Например, начинает распространяться метод укладки холодным асфальтом с добавлением активированных минеральных материалов.
Мелкой яме - холодный асфальт
Такая смесь хранится до года, не твердея, доставляется на место работ в специальных контейнерах, а предварительные манипуляции с поврежденным асфальтом такие же, как при традиционной укладке летом: обработка поверхности, просушивание, удаление посторонних предметов из ямы. Данная технология применима только для ремонта мелких ям.
Говорить о температуре окружающего воздуха при укладке асфальта зимой следует исходя из состава смеси. В холодных смесях используются текучие и более эластичные битумы в сочетании с активированными минеральными материалами, которые с понижением температуры воздуха увеличивают свою вязкость. Некоторые производители холодного асфальта обещают сделать укладку асфальта зимой беспроблемной даже в минус 25 градусов, а ездить по такому асфальту можно сразу же после его укладки, не дожидаясь высыхания, в отличие от методики укладки горячим асфальтом. Правда, к подобным обещаниям и новинкам дорожные и строительные организации зачастую продолжают относиться с опаской, поднимая вполне резонный вопрос: почему же раньше не использовалась такая технология, которая позволяет, немного изменив состав битума, сделать укладку асфальта круглогодичной и быстрой? Данный вопрос пока остается без ответа, ведь используется такой асфальт преимущественно для небольших объемов работ. Может, подрядчики просто не рискуют закупать асфальт впрок, сомневаясь, во что им "выльется" такая асфальтовая смесь. Может, в дорогу, а, может быть, и в копеечку.
Читайте: "Холодный асфальт: производство и укладка"
Литой асфальт. Если цена не важна
Еще один вид асфальтового покрытия, подходящий для укладки асфальта зимой. Смесь состоит из песка, щебня, минерального порошка и вязкого нефтяного битума, доля которого составляет 7,5-10%. Температура самой смеси должна быть около 200 градусов, а укладка производится литьевым методом, отсюда, собственно, и название. Асфальт заливают в яму, где он при охлаждении застывает, не требуя дополнительной утрамбовки. Смесь обладает хорошими адгезионными качествами, морозостойкостью, водонепроницаемостью, пластичностью, долговечностью. Только вот вся загвоздка в том, что укладка асфальта зимой этим методом требует немалых затрат. Во-первых, для перевозки смеси нужны особые машины (бойлеры или кохеры), которые перемешивают и подогревают смесь. Во-вторых, сама рецептура такой "заделки" дорогостояща. Поэтому ее примирение возможно на дорогах федерального и территориального назначения, а также, как и в случае ремонта холодным асфальтом, для быстрого решения имеющихся проблем.
Дорога ложка к обеду
Существуют нормы безопасности, в соответствии с которыми запрещено эксплуатировать дороги, на которых есть ямы. Это аксиома: есть яма - нет движению. Именно поэтому обязанность сотрудников ГИБДД - сообщать об опасном участке дороги незамедлительно, а дорожных служб - принять меры по устранению данного участка в течение суток с момента сообщения. И неважно, лето на дворе или зима - асфальт должен быть уложен, а безопасность обеспечена. Даже несмотря на то, что укладка асфальта зимой не является привычной, стандартной процедурой, иногда существует необходимость проведения ремонта и при минусовых температурах, а там, глядишь, скоро и лето. Вот только, может, стоит подавать ложку к обеду, делая акцент на качестве и сроках ремонта в теплое время, дабы в будущем не изобретать велосипед?
Источник:
http://dorkomteh.ru