История международных грузоперевозок
Международные грузоперевозки имеют такую же длительную историю, как сама торговля. Издавна доставка товаров из далеких стран считалась трудным, долгим, опасным делом. Международные перевозки грузов всегда являлись важным элементом экономической политики любого государства.
Международные грузоперевозки имеют такую же длительную историю, как сама торговля. Издавна доставка товаров из далеких стран считалась трудным, долгим, опасным делом. Международные перевозки грузов всегда являлись важным элементом экономической политики любого государства.
Зарождение и развитие отрасли международных грузоперевозок
Ярким примером мировой истории, доказывающим важную роль развития отрасли грузоперевозок и торговой инфраструктуры как отдельной страны, так полностью континентов, является Великий шелковый путь. Он представлял полноценную систему торговых караванных дорог, соединяющих Китай с государствами Ближнего Востока и Западной Европы. Шелковый путь зародился на 138 году и успешно использовался до 14 века. Благодаря проложенным маршрутам, караванами на Запад везли шелк, считавшийся одновременно с золотом международной валютой, фарфор, рис, чай. Обратно, из Средиземноморских стран, Средней Азии, Ближнего Востока доставляли коней, высоко ценившихся в Китае, драгоценности, шерсть.
Новый этап развития международных грузоперевозок датируется 14 – 15 веками, когда были проложены морские пути в Новый Свет и Азию. Началось активное освоение сферы международных перевозок грузов. Устанавливались судоходные маршруты, соединяющие Индию и Европу. На побережье Америки непрерывно возводились порты, создавался полноценный торговый флот, составляющий серьезную конкуренцию европейскому.
С изобретением новых видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, воздушного (19 – 20 века) международные грузоперевозки становятся доступными широкому числу компаний, частным лицам. Появляются транспортные компании, специализирующиеся на международных перевозках.
Совершенствуется сам транспорт: повышается грузоподъемность самолетов, увеличивается скорость поездов, грузовые автомобили оборудуются термобудками, тралами. Современные международные перевозки грузов представляют практически безграничные технические возможности и способны за короткий срок осуществить доставку в любую точку мира по воде, воздуху, земле.
Становление международных грузоперевозок в России
Россия всегда использовала международные грузоперевозки, торгуя с соседними странами (Чехией, Польшей, Китаем). Загруженные мехом, зерном, рыбой обозы шли через границы государства, где их ожидал процесс, напоминающий современную растаможку. Перевозчик обязан был уплатить пошлину за передвижение по дорогам страны. Определенную часть от стоимости перевозимого груза необходимо было отдавать государству.
Официальная государственная таможня появилась в России лишь в начале 19 века. Вызвано это разгулом контрабанды, когда товар крупными партиями начал незаконно перевозиться странам Западную Европу. На протяжении века из-за постоянных войн, революции, переворотов, таможня работала периодически. Закон, запрещающий контрабанду, появился только к 1921 году.
В современной России растаможка, как обязательный этап таможенной очистки груза, начала действовать с 1991 года, одновременно с созданием таможенного комитета РФ.
Источник:
http://ctu.customs.ru