В Atlas назвали 3 самых перспективных региона для развития сельского туризма в России
Понятие “сельский туризм” появилось в российском законодательстве в 2021 году. Оно предполагает посещение сельской местности и малых городов для приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с агропредприятиями и участия в сельхозработах. Эксперты Atlas предлагают смотреть на это понятие шире.
«Тренд на slow travel – “медленные путешествия”, с минимальным воздействием на окружающую среду и максимальным погружением в местный колорит, – как раз и определяет, каким должен стать сельский туризм в России. На практике привлечь туристов поможет комплексный подход – сочетание элементов фермерского, экологического, культурно-этнографического и гастрономического направлений. Понадобится обновление транспортной и инженерной инфраструктуры, разработка стандартов благоустройства, развитие культурных программ», – отмечает генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова.
С учётом этого для определения перспективных регионов учитывались следующие критерии:
●невысокий турпоток (менее 1 млн людей в год по данным Росстат на 2022 г.),
●природные достопримечательности (заповедники, национальные парки),
●фермерские хозяйства (не менее 1 тыс. по данным сельскохозяйственной микропереписи Росстата на 2021 г.), отвечающие интересам туристов (сыр, мед, травы и чаи, рыбные фермы, садоводство),
●популярные не сельские достопримечательности в непосредственной близости.
Главный туристический «аттракцион» Поволжья – Волга. Сейчас она слабо интегрирована в городскую жизнь Нижнего Поволжья, в основном используется для речных круизов. Тем не менее речная система – это дополнительные возможности для развития туризма.
В Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях суммарно почти 13 тыс. фермерских хозяйств. Самое интересное для туристов – посещение животноводческих и рыбных ферм, дегустация натуральных домашних молочных продуктов, рыбалка, сбор томатов, арбузов и других культур.
Для туристов, желающих полюбоваться природой, есть Хвалынский национальный парк в Саратовской области, Богдинско-Баскунчакский заповедник в Астраханской области и природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» из списка ЮНЕСКО в Волгоградской области.
“Чтобы привлекать больше туристов, города Поволжья можно объединить маркированными вело- и авто- маршрутами, речными ии пешеходными туром. Необходимо развивать набережные и речные вокзалы как визитные карточки городов. Национальные парки и заповедники нуждаются в стратегическом планировании и брендинге”, – говорит руководитель проектов Atlas Дарья Коваленко.
Туристическая жизнь Кавказа строится вокруг гор. Здесь расположены национальные парки “Алания” (Осетия) и “Самурский лес” (Дагестан), заповедник “Дагестанский”. В перспективе они могут стать элементами туристического маршрута наряду с горными поселениями и минеральными источниками.
Фермерские хозяйства, которых на Северном Кавказе около 14 тысяч, – это горные пасеки, традиционное осетинское пивоварение, форелевые фермы, фруктовые сады. Основная сельская продукция региона – сыры, шерстяные изделия, травы.
Несмотря на то, что отдельные курорты, такие как Домбай, Архыз, Кавказские минеральный воды, привлекают туристов, в целом потенциал региона до конца не раскрыт. Главная проблема, сдерживающая турпоток, это отсутствие инфраструктуры вдоль туристических маршрутов, считает Дарья Коваленко.
Еще одно направление — развитие рынков нового формата: удобных и приветливых для туристов, дающих возможность местным производствам реализовывать продукцию. По мнению экспертов Atlas, также можно постепенно уходить от традиционных краеведческих музеев со стационарной экспозицией к более современным интерактивным площадкам с уникальной архитектурой в горном ландшафте.
В Сибири, такие заповедники, как “Азас” и “Убсунурская котловина” в республике Тыва, “Алтайский” и “Катунский” в республике Алтай, “Хакасский” в Хакасии, обещают туристам знакомство с таежными и высокогорными экосистемами, с культовыми обрядами у лечебных источников, с культурой и бытом коренного населения Сибири. Суммарно в трех республиках насчитывается более 13,6 тысяч фермерских хозяйств. Туристов может привлекать животноводство: разведение маралов, верблюдов, яков. Визитной карточкой региона считается лечебное направление.
Сегодня в Сибири достаточно много инициатив по развитию сельского туризма. В республике Алтай – проект «Зелёный дом» по созданию гостевых домов, в Хакасии – этнотуры, развитая событийная программа, в республике Тыва – проект «Дорога мастеров», маршрут, объединяющий природные локации и ремесленные мастерские.
«Если говорить о кластере из нескольких регионов, важно объединить их все общей системой маршрутов, создать единую платформу по поиску туров, гостевых домов. Сеть маршрутов необходимо развивать в комплексе с транспортной, инженерной инфраструктурой, разрабатывать сервисную модель, чтобы коммерческие точки располагались в нужных местах и туристы могли приобрести товары первой необходимости. Единая платформа помогает не только связать территории, но и объединить административные ресурсы, найти консенсус между активными предпринимателями, администрациями, экспертами», – подчеркивает Дарья Коваленко