Главные цифры. Как рынок сервисных апартаментов приспосабливается к новой реальности
Справляется ли сегмент инвестиционных апарт-отелей с падением турпотока? Что с происходит загрузкой и кто теперь становится гостем петербургских отелей? Каковы последствия ухода с российского рынка популярных международных сервисов бронирования для туристов, таких как Booking и AirBNB? На эти острые для рынка вопросы отвечаем вместе с Кариной Шальновой, генеральным директором компании RBI PM (входит в Группу RBI).
Снижение турпотока
Если в «докризисном» 2019 г. почти 50% турпотока в Петербурге приходилось на иностранных туристов, то на сегодня их количество свелось почти к нулю. Тем не менее, апарт-отели, по сравнению с классическими гостиницами, в меньшей степени зависимы от потока туристов. Благодаря наличию кухонной зоны их номера подходят не только для посуточного, но для долгосрочного проживания в течение нескольких месяцев, и апарт-отели могут активно привлекать клиентов в долгосрок, отмечает Карина Шальнова.
«Внутренние туристы в среднем готовы платить меньше, чем зарубежные, поэтому в 2019 г., например, тургруппы обеспечивали гостиничной отрасли больший доход, чем сегодня. А сейчас в низкий сезон гости, арендующие номера долгосрочно, в том числе корпоративные клиенты, фактически, приносят нашим апарт-отелям сети ARTSTUDIO равнозначный доход с тургруппами, и это позволяет нам сохранять доходность для наших инвесторов», – объясняет Карина Шальнова.
Отели для бизнеса
Корпоративные клиенты (иногородние сотрудники компаний, для которых пул номеров арендует работодатель) всегда были важной целевой аудиторией для апарт-отелей ARTSTUDIO, добавляет директор RBI PM. Активно арендуют номера и российские предприниматели, которые проживают за рубежом и приезжают в Петербург в деловые командировки. Если раньше они предпочитали иметь собственную недвижимость в Петербурге, то теперь чаще склоняются к аренде.
«Мы апарт-отели для бизнеса, и заточены на этот сегмент, вплоть до того, что обеспечиваем условия для комфортной удаленной работы – например, быстрый и надежный интернет. И сейчас 30-40% наших гостей – это именно корпоративные клиенты. Да, корпоративная аренда сейчас пусть и замедлилась, но она не остановилась», – отмечает Карина Шальнова. Таким образом, отсутствие иностранных туристов не отражается на загрузке апарт-отелей ARTSTUDIO. В апреле она составила 90%, а бронирования на майские праздники обеспечили загрузку на уровне 96%.
Что происходит после ухода Booking?
Как отразился на работе петербургских апарт-отелей уход с российского рынка сервисов Booking и AirBNB? Они использовались для краткосрочных бронирований, и в этом сегменте петербургские отели теперь активно осваивают отечественные ресурсы. Заметно растет роль каналов, которые раньше были не так хорошо известны российским туристам: Яндекс Путешествия, «Островок», RUSSPASS, TVIL, «Броневик» и другие.
«При этом Booking всегда занимал не более 40% наших продаж даже в высокий сезон, т.к. мы изначально были нацелены, во-первых, на прямые продажи, во-вторых, на присутствие на максимальном количестве различных площадок. Заявки на долгосрочную аренду всегда поступали, в основном, через отечественные площадки, контекстную рекламу, прямое бронирование. Можно сказать, что эта часть обращений, то есть, долгосрочная аренда, не пострадала после ухода Booking и AirBNB», – говорит Карина Шальнова.
Поведение инвесторов
Ключевая ставка (14%) сегодня, очевидно, превышает ту доходность, которую могут обеспечить инвестору вложения в любой вид недвижимости. Однако спрос на апарт-отели не снижается, т.к. сегодня «включаются» другие мотивы поведения инвесторов. В период экономической турбулентности людей интересует не максимизация прибыли, а надежность вложений, стабильность их работы. В этом преимущество сегмента апарт-отелей как перед остальными типами недвижимости, так и перед другими финансовыми инструментами (включая депозит).
«Нашим клиентом всегда был «консервативный инвестор». Тем более сегодня, когда сохранение средств является максимально подходящей стратегией для турбулентного рынка. Люди интересуются, не «насколько много я смогу заработать», а «сможет ли управляющая компания обеспечить мне стабильный доход из месяца в месяц». Они понимают, что апартаменты в управлении у профессионального оператора всегда приносят доход, в отличие от квартиры, которая может «простаивать» в низкий сезон; что в этот продукт уже включено и рекламное продвижение, и гибкое регулирование цены, – словом, это не просто инвестиция «в бетон», а инвестиция, которая еще и приносит доход 365 дней в году», – объясняет директор RBI PM.