«Радость труда» получила новую жизнь
Работы на стеле начались в конце августа 2022 года. В начале сентября 2023 года последние кусочки смальты были нанесены на стелу, и восстановленную «Радость труда» представили тольяттинцам.
– Пока не в полной мере завершено благоустройство территории вокруг стелы, но мы очень хотели именно сейчас, в последние солнечные дни, показать, как всё получилось, – пояснил во время церемонии презентации глава г. о. Тольятти Николай Ренц.
«Радость труда» – масштабное мозаичное панно длиной 50 м, шириной 3 м и высотой 5 м. По периметру стелы выложены картины, иллюстрирующие знаковые события советского периода, включая создание Волжского автомобильного завода. Для создания стелы понадобилось более 3,5 млн кусочков смальты, которую везли из разных городов Советского Союза: Ростова-на-Дону, Лисичанска, Костино.
Авторы стелы – Юрий Королёв, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, директор Третьяковской галереи (с 1980 по 1992 годы), и народный архитектор СССР, действительный член Академии архитектуры СССР Борис Рубаненко, за архитектуру и генеральный план Автозаводского района Тольятти получивший в 1973 году Государственную премию СССР.
Стела официально была открыта в 1981 году и должна была стать жемчужиной в коллекции тольяттинских мозаик советской эпохи. Однако с развалом СССР «Радость труда» оказалась заброшена. Огромные части мозаики со временем были утеряны, а территория вокруг покрылась густыми зарослями, скрывавшими монумент от горожан, многие из которых даже не знали о его существовании. В их числе ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал. Впервые увидев стелу несколько лет назад, он стал одним из главных движителей проекта её восстановления.
– Идеей восстановления «Радости труда» меня заразил Виталий Вавилин(известный меценат. – Прим. ред.). Я сначала не поверил, что в Тольятти находится такое произведение искусства. Вместе с сыном мы поехали к этому месту, перелезли через забор и – были ошарашены! Я понял, что надо сделать всё возможное, чтобы восстановить стелу, – говорит Михаил Криштал.
К этому моменту активисты уже пытались привлечь внимание к «Радости труда», собирая подписи за её восстановление. Когда в работу включился Тольяттинский госуниверситет, спасательная операция вышла на новый уровень. В 2019 году в ТГУ была создана рабочая группа, в которую кроме Михаила Криштала и проректора по внешним связям ТГУ, руководителя фракции «Единая Россия» Думы г. о. Тольятти Дмитрия Микеля входили художники, архитекторы, урбанисты. Под задачу восстановления стелы был образован центр мозаики (в настоящее время центр креативных индустрий ТГУ). Его возглавил известный художник-график Алексей Зуев. Центр оснастили оборудованием, а его сотрудников обучили работе с мозаикой. Одновременно шла большая работа по сбору информации о «Радости труда», изучению архивов и разработке понятного механизма её восстановления.
Идея спасения масштабного мозаичного панно оказалась вдохновляющей для очень многих людей, в том числе и для главы города. «Когда ректор ТГУ Михаил Михайлович Криштал пришёл ко мне с предложением отреставрировать «Радость труда», я влюбился в эту идею», – вспоминает Николай Ренц. В апреле 2022 года Дмитрий Микель и Николай Ренц смогли донести эту идею до тольяттинской городской Думы, которая проголосовала за выделение из городского бюджета 39,4 млн рублей для капитального ремонта стелы. Подрядчиком выступил Тольяттинский государственный университет. Позже на устранение скрытых дефектов стелы, которые обнаружились уже в процессе работы, было направлено ещё около 18 млн рублей.
Из 545 квадратных метров мозаики было утрачено 200. Особенно был повреждён восточный фасад стелы, где разворачивается послевоенная история советского государства. Едва ли не полностью отсутствовал сюжет, посвящённый выпуску первого автомобиля. Эскизы Королёва почти не сохранились, восстанавливать изображения порой приходилось по чёрно-белым газетным снимкам. Иногда помогал счастливый случай. Например, изображения вазовского сюжета нашлись в архиве известного тольяттинского фотографа Андрея Холмова. Утраченные фрагменты скрупулёзно отрисовывал директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ, профессор живописи Игорь Панов.
Под руководством Алексея Зуева над восстановлением панно работали 25 мозаичистов – сотрудники и выпускники ТГУ, приглашённые специалисты из Санкт-Петербурга, Самары, Тюмени, Владимира, волонтёры. Зимой и ранней весной они работали в мастерских центра креативных индустрий ТГУ, где восстанавливали крупные фрагменты мозаики. С мая 2023 года работы велись уже под открытым небом.
В своё время стела была создана за 4 года. Команда реставраторов всего за год смогла восстановить почти половину поверхности панно, а строители провели комплекс работ и исправили недочёты, допущенные в советское время, чтобы в будущем стела не разрушалась. Кроме того, была восстановлена гранитная облицовка колонн, на которых стоит стела, и площадки под ней.
– Как человек, который занимается исследованием монументального искусства 1960–1980-х годов, я прекрасно знаю о невосполнимых утратах многих произведений. Причём если мозаики внутри зданий ещё как-то сохраняются, то объекты, которые находятся под открытым небом, чаще всего утрачиваются, – говорит Александра Антонова, искусствовед, ведущий специалист Санкт-Петербургского государственного университета. – Из-за значительных разрушений при восстановлении произведений монументального искусства обычно происходит лишь их воссоздание. Однако в Тольятти в значительной степени сохранена авторская работа, а соответственно, и историческая ценность стелы.
Для реставрации «Радости труда» старались использовать смальту советского производства. Её Алексей Зуев искал по всей стране, в первую очередь в городах, где находились советские смальтоварни. В случаях, когда нужные оттенки не находились, закупалась смальта современных производителей, но изготовленная строго по советской технологии.
– Находясь в Тольятти, я поняла, почему реставрация стелы могла состояться, наверное, только в вашем городе. Он обладает удивительной энергетикой, любовью к своей истории и вообще к советскому искусству, которое мы не всегда воспринимаем как актуальное. В Тольятти же это очень актуальное искусство, – заметила Татьяна Андреевна Ермакова, заведующая отделом живописи первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи и вдова Юрия Королёва, приехавшая в Тольятти, чтобы увидеть восстановленную «Радость труда».
Сейчас ведётся благоустройство территории вокруг стелы по проекту центра урбанистики ТГУ. Здесь появится современное пространство с арт-объектом, который одновременно будет ориентиром, подсказывающим, где искать «Радость…». При этом объекты благоустройства предлагается выполнить в современной интерпретации мозаики. В оформлении пространства красной линией будет проходить тема пикселей, разыгранная в объектах разного масштаба, включая мощёное покрытие. Новое общественное пространство станет ярким акцентом Линейного центра Автозаводского района на территории между улицами Революционная и Юбилейная. А стела наконец вернёт себе статус главного шедевра в коллекции мозаичных панно Тольятти, ради которого стоит приехать даже из другого города.