Байкал за колючей проволокой?! И другие варианты развития туристического бизнеса за круглым столом
Имидж России и Приангарья на международном туристическом рынке обсуждали в разгар лета на круглом столе, организованном лабораторией социально-экономических исследований кафедры экономики Иркутского госуниверситета и региональным отделением Союза архитекторов России. К разговору были приглашены теоретики и практики – руководители туристических фирм. – Считается, что эмоциональная составляющая образа не поддается измерению и изучению точными методами, – начал свой доклад доцент кафедры менеджмента Иркутского государственного университета путей сообщения Константин Лидин. – Это иллюзия, потому что современная психологическая наука дает нам инструменты для изучения этой сферы. Анализу специалисты ИРГУПС подвергли англоязычный Интернет. С помощью автоматизированной методики на протяжении нескольких лет изучался большой массив текстов (порядка 1,5 млн. слов в год), фото- и видеоматериалов, которые выкладывали в сеть туристы, посетившие Россию и Сибирь...
Имидж России и Приангарья на международном туристическом рынке обсуждали в разгар лета на круглом столе, организованном лабораторией социально-экономических исследований кафедры экономики Иркутского госуниверситета и региональным отделением Союза архитекторов России. К разговору были приглашены теоретики и практики – руководители туристических фирм.
Любопытной дискуссию сделала тема – «Образ России и региона как фактор конкурентоспособности и привлекательности». Новизна заключалась именно в методе исследования такого абстрактного понятия как образ.
– Считается, что эмоциональная составляющая образа не поддается измерению и изучению точными методами, – начал свой доклад доцент кафедры менеджмента Иркутского государственного университета путей сообщения Константин Лидин. – Это иллюзия, потому что современная психологическая наука дает нам инструменты для изучения этой сферы.
Анализу специалисты ИРГУПС подвергли англоязычный Интернет. С помощью автоматизированной методики на протяжении нескольких лет изучался большой массив текстов (порядка 1,5 млн. слов в год), фото- и видеоматериалов, которые выкладывали в сеть туристы, посетившие Россию и Сибирь. Прежде всего, по словам Константина Лидина, измерили уровень тревожности и выяснили, что для иностранного туриста наша страна это страшное место. В прошлом году уровень тревожности в западных СМИ снизился, однако в российской прессе тенденция прямо противоположна.
Сравнивая образ Москвы с другими европейскими столицами, исследователи выяснили, что Первопрестольная для иностранного туриста мало чем отличается, например, от Парижа. Основные эмоции от ее посещения лежат в сфере уважения, достоинства, надежды и интереса, за тем лишь исключением, что имидж у Москвы более противоречив, чем у других столиц мира. Совершенно другой результат исследователи получили, анализируя образы Сибири и Иркутска.
– Иркутск и Сибирь практически никак не представлены в Интернете, – говорит Константин Лидин. – Единственный действительно массовый туристический магнит в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это Транссибирская магистраль. Многие туристы воспринимают поездку по железной дороге как аттракцион. Они едут на поезде через Россию, а дальше отправляются в Монголию и Китай. Фактически здесь два эмоциональных центра в кластере: восторг, восхищение и печаль, уныние. То есть поездка воспринимается как подвиг, а люди едут к нам, чтобы погоревать.
Восприятие иностранными туристами Сибири и Байкала Константин Лидин решил продемонстрировать наглядно. На экране возникла фотография молодого человека в юрте, заросшего недельной щетиной, с диким выражением лица, в одной руке у которого была банка с пивом, в другой – стакан с характерной прозрачной жидкостью. Потом этот снимок сменило другое фото: снова турист в юрте, но уже не пренебрегающий личной гигиеной и с более осмысленным выражением лица.
– Имидж Сибири постепенно меняется, – пояснил Константин Лидин. – Если раньше турист, приехавший в Россию, выглядел как чудовищный герой, дикарь, тарзан, то в последний год образ изменился в сторону мудрого героя, в текстах стала появляться тема самопознания. Теперь Сибирь воспринимается не только как дикая страна, но и как место, где обитает древняя мудрость, которой наделена не только природа, но местные жители. Посещение Сибири рассматривается как способ познать себя, причем очень глубоко.
Основной же проблемой регионального туризма Константин Лидин назвал тот факт, что через Иркутск туристический поток пролетает не задерживаясь. Единственную возможность вернуть столице Восточной Сибири былую привлекательность для иностранцев он видит в реставрации и популяризации деревянного зодчества. Исследования показали, что это практически единственное, что интересует интуристов в нашем городе.
– Иркутск превращается в прихожую Байкала, и это очень плохо, – отмечает Константин Лидин. – Обратите внимание на экран: эта серия искусственно состаренных фотографий современного Иркутска была куплена в Интернете за небольшой промежуток времени 56 тыс. раз, потому что деревянное зодчество является носителем имиджа Иркутска. Обратите внимание, что в Москву и в Париж едет один и тот же турист, а в Сибирь – совсем другой, искатель приключений, который способен оценить аутентичность облика города. Это качественная и количественная разница.
С докладчиком неожиданно согласились представители туристического бизнеса. Например, директор фирмы «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров отметил, что Иркутск начинает терять «ночевки» – все больше туристов перекочевывает в Улан-Удэ. И не только из-за дацана – буквально в 30 км от столицы Бурятии есть поселения староверов Тарбогатай и Надеено, где жители сохранили памятники деревянного зодчества.
– Иркутск всегда славился деревянными домами, и не нужно искать никакой новый имидж, поскольку он у нас уже есть, – считает Алексей Никифоров. – Хотя бы частично восстановите образ времени Чайного пути, когда город называли Парижем Сибири. Поймите, ведь Листвянка уже потеряла свой образ, Большое Голоустное его теряет. Эта хаотичная застройка иностранцам просто неинтересна. А Томск восстановил деревянное зодчество – и турпоток увеличился.
Далее обсуждение на круглом столе переросло в спор, в ходе которого высказывались и совсем радикальные точки зрения на туризм в Иркутской области. Например, доцент кафедры экономики ИГУ Виктор Березовский предложил на месте Кругобайкальской железной дороги построить автомагистраль.
– Я выскажу весьма крамольную мысль, – предупредил он. – На Кругобайкальской железной дороге полотно насыпано, уберите рельсы, покройте эти
85 километров асфальтом и зациклите кольцо автострады от Иркутска до Листвянки. Расширяется диапазон подходов к Байкалу, что открывает возможность строительства крупных рекреационных центров, домов отдыха. Мне говорили специалисты, что стоить это будет относительно немного. Но психологически жители Иркутской области идею не воспринимают, говорят, что тогда Байкал совсем загубят.
Оппоненты у докладчика возникли сразу же. Например, директор агентства «Байкал-Тур» Сергей Волков продемонстрировал фото хаотичной застройки на Малом Море:
– До тех пор пока на Байкале будет вестись хаотичная застройка и валяться кучи мусора, ни о каком благоприятном имидже речь не может идти. Мои знакомые, которые увидели берег нашего уникального озера, больше не изъявляют желания приезжать сюда. Кроме того, здесь много говорилось об иностранных туристах, их в нашем регионе мизер, и мне кажется, не стоит делать ставку на туризм на Байкале в условиях близящегося дефицита пресной воды. Наоборот, нужно освободить озеро от хаотичной застройки и, если другие меры не помогут, огородить побережье колючей проволокой и никого не пускать. Алые Паруса - Архив новостей