Что изменилось в правилах воинского учета в 2022 г?
Вести воинский учет должна каждая организация, даже если в штате один военнообязанный или находящийся в запасе. Но многие об этом забывают, и зря. Дело даже не в штрафах. Все детали учета и изменения 2022 г. обсудили HR-руководители – участники вебинара, который провела компания BLS 24 февраля.
Воинский учет регулируют несколько документов: ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановление Правительства «Об утверждении Положения о воинском учете» и др.. Некоторое время назад увеличили штрафы за нарушения в воинском учете. Теперь компанию могут оштрафовать на 5 тыс. рублей, но мультипликативно – за каждого сотрудника. А с проверкой к вам могут прийти и военкомат, и прокуратура. Если у вас на балансе есть автомобили, военкомат их проверит, военнообязанными могут быть женщины некоторых профессий. А еще вы рискуете внезапно временно лишиться сотрудников– в случае военных сборов.
Надо помнить, что у воинского учета 2 вида: специальный – для тех, кто в запасе или служит в органах внутренних дел, и общий – для всех военнообязанных. Если у вас такие есть, надо издать приказ об организации учета и согласовать ответственного в военкомате. В регионах свои требования, и для компаний с филиалами придется заполнять разные формы. Воинский учет ведется для нескольких категорий: призывники, граждане в запасе и женщины с военно-учетными специальностями (медсестра, врач, провизор, картограф и др). Для них нужно отдельное служебное делопроизводство.
Число ответственных за учет определяется размером. При штате до 500 сотрудников хватит одного человека, его можно оформить по совместительству. Если штат больше, нужен сотрудник на полную ставку: до 2000 – 1 человек, до 4 000 – два. Им надо выделить помещение, железные шкафы. Причем что перевод и увольнение ответственных лучше согласовать с военкоматом: комиссары всегда об этом спрашивают.
Кроме того, с 2022 г. изменились некоторые правила ведения учета. О них сообщает приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700, вступивший в силу с 8 января. В соответствии с новой Инструкцией, которую утвердил этот Приказ, были обновлены формы документов для ведения учета, порядок их хранения, а также порядок проверки сведений. В частности, появилась новая форма вместо действовавшей ранее карточки Т-2. И теперь ее может подписывать не любой кадровый работник, а только тот, кто ведет в вашей компании воинский учет. И он необязательно должен быть работником кадровой службы. Также карточки теперь надо вести сразу в двух форматах: электронном и бумажном.
Наконец, переписку с военкоматом надо регистрировать и хранить отдельно. В военкомат надо сообщать о приеме сотрудника, увольнении, изменении семейного положения, рождении ребенка, получении высшего образования, смены адреса. Всего существует 7 видов отчетности, которую надо передавать в военкомат: сведения о гражданах, подлежащих учету, списки сотрудников в возрасте 15-16 лет, оповещения о вызовах и т.д.