Сельский туризм стремится стать резервом развития туристической привлекательности Хакасии
Сельский туризм (СТ) предусматривает посещение сельской местности для отдыха, знакомства с трудом сельхозпроизводителей и приобщения к традиционному укладу жизни. Сейчас доля доходов фермеров от агротуризма (АТ) составляет около 1%, и имеет возможность к 2030 году увеличиться в семь раз! А закрепление понятия «сельский туризм» на законодательном уровне теперь позволяет фермерам участвовать в грантовой поддержке.
В Хакасии вопрос о развитии сельского туризма фермеры и общественность подняли в 2017 году. Тогда был разработан проект по его комплексному развитию в регионе, в рамках которого предусматривалось создание обучающих курсов по основам ведения фермерского хозяйства, в том числе, и развитие агротуристического направления, предполагалась помощь заинтересованным фермерам в разработке интересных туристических проектов и включение существующих хозяйств в туристические маршруты.
– В республике есть ряд успешных фермерских проектов в сфере агротуризма, но эти одиночные примеры недостаточно эффективны, – отмечает научный руководитель исследования, кандидат исторических наук, зав. кафедрой института истории и права ХГУ Наталья БАРАНЦЕВА. – Фермерам нужно объединиться, чтобы получить большой синергетический эффект. Работа ведётся. Так, например, в 2021 году в Хакасии прошёл Первый международный туристический форум «Сибирь. Притяжение». В нём приняли участие более 120 федеральных специалистов сферы туризма, а одна из сессий форума была посвящена развитию сельского туризма в регионе. Тогда участники и модераторы площадки пришли к выводу, что для развития СТ в Хакасии необходимы разработка программы развития АТ с учётом особенностей каждого района и населенного пункта, формирование системы подготовки фермеров в сфере СТ, составление гастрономической карты и программы событийных мероприятий региона, внедрение республиканской грантовой поддержки сельского туризма.
Республика обладает потенциалом для развития всех видов туризма. Но, по мнению Олеси Краморенко, именно СТ меньше всего развит и практически не представлен на рынке Хакасии. Проанализировав сайты самых востребованных туроператоров на рынке республики, исследователи не нашли ни одного предложения об отдыхе на ферме, в сельской местности, с дегустацией выращенных местных продуктов, с возможностью поучаствовать в сельскохозяйственном производстве.
Хотя развитие СТ в Хакасии прописано уже в двух документах: «Стратегия социально-экономического развития РХ до 2030 года» и «Стратегия развития туризма в Хакасии на период до 2035 года» и его начали обсуждать с 2017 года, можно сказать, что регион всё ещё находится в начале пути. По мнению учёных, актуальными проблемами в развитии СТ по-прежнему остаются организация профессиональной подготовки фермеров, готовых развивать свою деятельность по созданию сельского туризма, формирование информационной поддержки АТ в регионе, создание специального информационного ресурса с реестром субъектов СТ.