Учёные ХГУ обнаружили интернет-зависимость у 14% молодых людей
Исследование «Интернет-зависимое поведение у подростков Хакасии…» провели учёные Хакасского госуниверситета. В опросе приняли участие 393 школьника в возрасте от 12 до 18 лет. Результаты опубликованы в сборнике научных трудов студентов «Катановские чтения – 2023», вышедшем в издательстве вуза. Склонность к возникновению интернет-зависимого поведения – неадаптивное пользование интернетом отмечено у 32,8% школьников, а у 14% – патологическое, требующее корректировки – это интернет-зависимость.
Таким образом, почти 47% молодых людей постоянно находятся в Интернете и испытывают проблемы. Это не только российская проблема. Патологическое пользование интернетом (ППИ) – относительно новый, в некоторых Азиатских регионах (Южная Корея, Китай, Япония) уже имеющий признаки социальной эпидемии, психологический феномен. Он особенно характерен для уязвимых групп –подростков и молодых взрослых.
В ХГУ под научным руководством доктора медицинских наук Ларисы Эверт исследование, актуальное как для современной молодёжи, так и их родителей, провела студентка мединститута Анастасия Осипова.
Учёные полагают, что в социальных сетях молодёжь более уязвима и может демонстрировать рискованное поведение, в том числе, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, сексуальным поведением или насилием. Она больше подвержена риску кибер-буллинга. А наибольший урон учёбе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведённого онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. Многие проводят в Интернете более пяти часов в день, что негативно влияет на их психологическое состояние, здоровье.
Интернет-зависимость у подростков – прогрессирует. Она опасна для общества. Подростки перестают читать книги, круг общения ограничивается виртуальным в чатах и форумах, у них стремительно растёт агрессивность, которая вызвана чрезмерным, а иногда и болезненным многочасовым увлечением компьютерными играми. В результате у подростков нарушается сон, снижается успеваемость в учёбе, они становятся рассеянными и невнимательными. Виртуальное общение вытесняет реальное. Ребёнок не общается с окружающими, не играет с друзьями, пропускает школу и секции, не ходит гулять. Это сопровождается повышением уровня депрессии и тревоги.
– При этом выявлено, что девочки больше предрасположены к интернет-зависимости (патологическому пользованию интернетом), – отмечает преподаватель ХГУ, профессор Лариса Эверт. – У мальчиков выявилась склонность к неадаптивному (негативному) пользованию интернетом. При сравнении по возрасту наблюдалось, что в старшем подростковом возрасте патологическое пользование интернетом отмечалось в четыре раза чаще, чем в младшем.
Положительные стороны при пользовании Интернетом никто не отрицает: поиск и обмен информацией, общение, дистанционное образование, упрощение бытовых услуг. Но и отрицательное влияние Интернета на пользователя отрицать нельзя: недостоверная информация, мошенники, вирусные программы, интернет-зависимость. Важна мера. Интернет, естественно, не является столь опасным занятием, как алкоголизм. Хотя, непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием.